Александр Сокуров

Режиссер-постановщик, кинодраматург, оператор

Александр Николаевич родился 14 июня 1951 года в России в деревне Подорвиха, Иркутской области в семье военного, участника ВОВ. В детстве переезжал с родителями с места на место: учиться в школе начал в Польше, закончил в Туркмении.
После окончания средней школы в 1968 году поступил на исторический факультет Горьковского Университета. Во время учебы в Университете начал работать в штате Редакции художественного вещания Горьковского телевидения в качестве помощника режиссера, затем ассистента режиссера.
Работая на телевидении, активно осваивал кино и телевизионную технологию, в возрасте 19 лет как режиссер выпустил свои первые телевизионные программы. За 6 лет работы на Горьковском телевидении им были созданы несколько телевизионных фильмов и ряд телевизионных программ прямого эфира.
В 1974 году Сокуров защитил диплом историка на историческом факультете Горьковского университета.
В 1975 году поступил на постановочный факультет ВГИКа в мастерскую документального кино Александра Згуриди.
Во время обучения во ВГИКе за отличную учебу Сокуров получал стипендию имени С. Эйзенштейна.
В 1979 году, сдав экзамены экстерном, на год раньше срока был вынужден закончить обучение во ВГИКе из-за острого конфликта с администрацией института и руководством Госкино: его студенческие кинематографические работы категорически не принимались, его обвиняли в формализме и в антисоветских настроениях.

Первая художественная картина Сокурова «Одинокий голос человека» по мотивам повести русского писателя Андрея Платонова, позже получившая ряд фестивальных наград, не была засчитана руководством института в качестве диплома. Именно это время для Сокурова знаменательно моральной и профессиональной поддержкой выдающегося и тогда опального для властей режиссера Андрея Тарковского, высоко оценившего первый фильм молодого режиссера. Дружба Сокурова с Тарковским не прерывалась и после отъезда последнего из России.

По рекомендации А. Тарковского в 1980 году Сокуров был зачислен в штат киностудии «Ленфильм», где работал над своими первыми игровыми картинами. Параллельно с этим сотрудничал с Ленинградской студией документальных фильмов, где сняты в разное время все его документальные кинокартины.

Уже первые фильмы, сделанные им в Ленинграде, вызвали негативную реакцию у партийного руководства города и в Госкино. В течение длительного времени, вплоть до перестройки (конец 80-х), ни один из его фильмов не был разрешен советской цензурой к показу.

В конце 80-х ряд снятых Сокуровым раньше игровых и документальных фильмов вышли в прокат и представляли русское кино на многих международных кинофестивалях. В 80–90 годы режиссер интенсивно работал, снимая игровые и документальные картины, часто несколько картин в год.

В то же время он принимал участие в работе благотворительных программ для молодежи на радио, занимался с группой молодых начинающих режиссеров при киностудии «Ленфильм». В 1998—1999 гг. вел на ТВ в Петербурге цикл передач «Остров Сокурова», в которых поднимались вопросы о месте кинематографа в современной культуре.

С середины 90-х годов режиссер со своими коллегами начал освоение видео технологии, которое продолжается до сих пор. Группой Сокурова снят ряд документальных видеофильмов. Несколько из них сделано в Японии по заказу японских ТВ каналов благодаря энтузиазму и бескорыстному участию японских друзей.

Сокуров был участником и лауреатом многих международных фестивалей, в разных странах мира почти ежегодно проходят ретроспективы его фильмов.
В 1995 году по решению Европейской Киноакадемии имя Александра Сокурова включено в число ста лучших режиссеров мирового кино.

Сокуров неоднократно получал награды международных кинофестивалей, премии ФИПРЕССИ, премии имени Тарковского. Он является Заслуженным деятелем искусств РФ, лауреатом Государственной Премии России (1997 и 2001) и лауреатом Премии Ватикана — «Премия Третье тысячелетие» (1998). В 2003 году режиссер был награжден «Премией Свободы», учрежденной Анджеем Вайдой и компанией «Филип Моррис».

В 2004 году Александру Сокурову присвоено звание Народного артиста РФ.

В настоящее время на основе съемочной группы Сокурова на «Ленфильме» создана студия «Берег», которая является предприятием некоммерческого кино как документального, так и игрового. Финансирования ни государственного, ни частного студия не имеет.

Фильмография

Награды

2011 ФАУСТ, х/ф, режиссер

2009 ИНТОНАЦИЯ,док.ф, автор сценария, режиссер

2009 БЛОКАДНАЯ КНИГА, док.ф, автор сценария, режиссер

2007 АЛЕКСАНДРА, х/ф, автор сценария, режиссер

2006 ЭЛЕГИЯ ЖИЗНИ, док.ф, автор сценария, режиссер

2004 СОЛНЦЕ, х/ф, режиссер

2004 АМПИР, ср/м, автор сценария, режиссер

2003 ОТЕЦ И СЫН, х/ф, режиссер

2002 РУССКИЙ КОВЧЕГ, х/ф, автор-сценария, режиссер

2001 ЭЛЕГИЯ ДОРОГИ, док.ф, режиссер

2000 ТЕЛЕЦ, х/ф, режиссер, оператор

1999 МОЛОХ, х/ф, режиссер

1999 DOLCE…НЕЖНО, док.ф, автор сценария, режиссер

1998 ПОВИННОСТЬ, док.ф, автор сценария, режиссер

1998 БЕСЕДЫ С СОЛЖЕНИЦЫНЫМ, док.ф, автор сценария, режиссер

1997 СМИРЕННАЯ ЖИЗНЬ, док.ф, автор сценария, режиссер

1997 ПЕТЕРБУРГСКИЙ ДНЕВНИК, открытие памятника Достоевскому, док.ф, автор сценария, режиссер

1997 ПЕТЕРБУРГСКИЙ ДНЕВНИК. Квартира Козинцева, док.ф, автор сценария, режиссер

1996 МАТЬ И СЫН, х/ф, режиссер

1996 ВОСТОЧНАЯ ЭЛЕГИЯ, док.ф, автор сценария, режиссер

1996 РОББЕР. СЧАСТЛИВАЯ ЖИЗНЬ, док.ф, автор сценария, режиссер

1995 ДУХОВНЫЕ ГОЛОСА, док.ф, автор сценария, режиссер

1995 СОЛДАТСКИЙ СОН, док.ф, автор сценария, режиссер

1993 ТИХИЕ СТРАНИЦЫ, х/ф, автор сценария, режиссер

1992 ЭТЮДЫ ДЛЯ СНА, док.ф, автор сценария, режиссер

1992 КАМЕНЬ, док.ф, автор сценария, режиссер

1992 ЭЛЕГИЯ ИЗ РОССИИ… док.ф, автор сценария, режиссер

1991 ПРИМЕР ИНТОНАЦИИ, док.ф, автор сценария, режиссер

1990 ПЕТЕРБУРГСКАЯ ЭЛЕГИЯ, док.ф, автор сценария, режиссер

1990 ПРОСТАЯ ЭЛЕГИЯ, док.ф, автор сценария, режиссер

1990 КРУГ ВТОРОЙ, х/ф, режиссер

1990 К СОБЫТИЯМ В ЗАКАВКАЗЬЕ. Ленинградская кинохроника № 5. Спецвыпуск, док.ф, автор сценария, режиссер

1989 СПАСИ И СОХРАНИ, х/ф, режиссер

1989 СОВЕТСКАЯ ЭЛЕКГИЯ, док.ф, автор сценария, режиссер

1988 ДНИ ЗАТМЕНИЯ, х/ф, режиссер

1988 МОСКОВСКАЯ ЭЛЕГИЯ, док.ф, автор сценария, режиссер

1987 ТЕРПЕНИЕ И ТРУД, док.ф, автор сценария, режиссер

1987 ЖЕРТВА ВЕЧЕРНЯЯ, док.ф, автор сценария, режиссер

1986 ЭЛЕГИЯ, док.ф, автор сценария, режиссер

1983 СКОРБНОЕ БЕСЧУВСТВИЕ, х/ф, режиссер

1982 И НИЧЕГО БОЛЬШЕ, док.ф, автор сценария, режиссер

1981 АЛЬТОВАЯ СОНАТА. Дмитрий Шостакович, док.ф, режиссер

1979 СОНАТА ДЛЯ ГИТЛЕРА, док.ф, автор сценария, режиссер

 

ФАУСТ

2013  «Ника» в номинации «Лучший игровой фильм», «Ника» в номинации «Лучший режиссер»

2012  Национальная премия кинокритики и кинопрессы «Белый слон» за 2012 год в номинации «Лучший фильм», в номинации «Лучший режиссер»

2011  Золотой лев на Венецианском кинофестивале

АЛЕКСАНДРА

2007  Time for peace Film and Music Award в номинации «Лучший европейский фильм» и «Лучшая актриса»(Галина Вишневская)

СОЛНЦЕ

2005 Национальная премия кинокритики и кинопрессы «Белый слон» за 2005 год в номинации «Лучший        фильм» и «Лучшая режиссерская работа»;

Гран-при XIII Международного кинофестиваля «Фестиваль фестивалей» в Санкт-Петербурге;

Приз за лучшую режиссерскую работу на II МКФ «Евразия»;

Гран-при международного фестиваля «Золотой Абрикос»

РУССКИЙ КОВЧЕГ

2004 Премия Силвера Кондора Ассоциации кинокритиков Аргентины в номинации «Лучший иностранный фильм».

Приз в номинации «Лучший режиссер» на МКФ в Малаге. Приз Ассоциации кинокритиков Сан-Франциско

2003  ОТЕЦ И СЫН. Приз ФИПРЕССИ на МКФ в Каннах

2002  ТЕЛЕЦ

Национальная премия кинокритики и кинопрессы «Золотой Овен» в номинациях «лучший фильм», «лучшая режиссура» (Александр Сокуров), «лучший сценарий» (Юрий Арабов), «лучший оператор» (Александр Сокуров), «лучший художник» (Наталья Кочергина), лучшая женская и мужская роль (Мария Кузнецова и Леонид Мозговой);

Премия «Ника» за 2001 год в номинациях «Лучший игровой фильм» (совм. с Виктором Сергеевым), «Лучший режиссер», «Лучший оператор» (Александр Сокуров);

Гран-при девятого фестиваля российского кино «Окно в Европу», Приз «За лучшую мужскую роль» (Леонид Мозговой), Приз за лучшую женскую роль (Мария Кузнецова)

1999 МОЛОХ

Приз за режиссуру;

Приз прессы на КФ «Виват, кино России!» (Санкт-Петербург);

Приз за «Лучший сценарий» на МКФ в Каннах

1997 МАТЬ И СЫН

Приз «Серебряный Георгий»;

Приз Гильдии киноведов и кинокритиков;

Приз им. А. Тарковского на МКФ в Москве;

Приз ФИПРЕССИ;

Приз Гильдии киноведов и кинокритиков на ОРКФ «Кинотавр» в Сочи;

Спец. Приз экуменического жюри CICAE на МКФ в Берлине;

Приз «За верность идеалу в искусстве» на КФ «Виват, кино России» (Санкт- Петербург).

1996   ДУХОВНЫЕ ГОЛОСА

Государственная премия России, Национальная премия кинокритики и кинопрессы «Золотой Овен» в номинации «лучшая режиссура». Приз Prix Sony special video на МКФ в Локарно. Государственная премия РФ

Гран-при в разделе неигрового кино МКФ к/м фильмов в Оберхаузене

1993 СПАСИ И СОХРАНИ, Гран-при МКФ в Дюнкерк, приз ФИПРЕССИ на МКФ в Монреале

1993 СОВЕТСКАЯ ЭЛЕГИЯ. Гран-при в разделе неигрового кино МКФ к/м фильмов в Оберхаузене

1990 КРУГ ВТОРОЙ. Приз ФИПРЕССИ на МКФ в Роттердаме

1988 МАРИЯ. Главный приз жюри критиков, приз спонсоров фестиваля на ВКФ неигрового кино в Свердловске

1987 ОДИНОКИЙ ГОЛОС ЧЕЛОВЕКА. Приз «Бронзовый леопард» МКФ в Локарно

 

Купить лицензию