Дмитрий Светозаров

Режиссер-постановщик, продюсер

Дмитрий Иосифович Светозаров родился 10 октября 1951 года в Ленинграде в семье известного кинорежиссера, классика отечественного кино, Народного артиста СССР Иосифа Хейфица.

По первому образованию Дмитрий Светозаров филолог (английский язык и литература), в 1974 году окончил Ленинградский государственный университет. Некоторое время занимался литературными переводами, но вскоре полностью переключился на кино. Уже в дипломный год 23-летний Дмитрий Светозаров работал на киностудии «Ленфильм» ассистентом у режиссера Ильи Авербаха на кинокартине «Чужие письма» (1975), затем у Иосифа Хейфица на фильме «Ася» (1977).

В 1980 году закончил Высшие режиссерские курсы (мастерская Иосифа Хейфица, дипломная работа — к/м фильм «Очки от солнца»), после чего продолжил работу на «Ленфильме» в качестве режиссера.

В 1983 году Дмитрий Светозаров заявил о себе в полнометражном игровом кино. Это был яркий дебют, — спортивная драма «Скорость» не только резко выбивалась из общего кинопотока «кино эпохи застоя», но и обозначила позицию молодого режиссера: Светозаров собирался всерьез взяться за малоизученную в СССР область жанрового кинематографа.

Успех «Скорости» в прокате позволил режиссеру немедленно приступить к следующей работе, и в 1986 году на экраны вышел «Прорыв» — история крупной аварии в ленинградском метро, второй фильм-катастрофа за всю историю отечественного кино.

В годы «перестройки» «жанровый кинематограф» Светозарова становился все более авторским, бескомпромиссным, жестким, что вызывало отрицательную реакцию у кинематографического начальства. Первой ласточкой стала социальная драма «Без мундира» (1988). Растущее недовольство Светозаровым достигло «точки кипения» после просмотра кинопритчи-триллера «Псы» (1989). Картина была революционной для своего времени и по форме — это был первый триллер в советском/российском кино, и по содержанию, — исследуя темные, скрытые стороны человеческой души, режиссер ступил на территорию, которую до этого в кино обходили стороной. Фильм испугал чиновников, его обвинили в излишней жестокости и не допустили к прокату.

Начало 90-х — время «официального» признания режиссера. В 1992 г. его психологический детектив «Арифметика убийства» (1991) получил Гран-при кинофестиваля в Анапе «Киношок» и приз за лучшую мужскую роль Сергея Бехтерева на МКФ в Валансьене, успешно прошел по экранам страны. «Арифметика убийства» закрепила за Светозаровым репутацию блестящего профессионала, свободно чувствующего себя в рамках любого жанра, и режиссера-автора со сложившейся системой эстетических ценностей, взглядов и убеждений.

В 1992 году Светозаров снова удивил всех: он отошел от жанрового кино и снял драму «Гаджо» — фильм, перевернувший русский литературный миф о цыганах и ставший метафорой судьбы интеллигенции в России.
Новый этап в судьбе режиссера начался в 1997 году, когда Дмитрий Светозаров совместно с продюсером Александром Капицей выпустил первый российский телесериал «Улицы разбитых фонарей» («Менты»), который стал абсолютным рекордсменом по продолжительности на отечественном ТВ. Вот уже более 10 лет «Менты» остаются самым популярным и любимым «народным» сериалом. В 1999 году за серию «Моль бледная» Дмитрий Светозаров номинировался на национальную премию ТЭФИ как лучший режиссер.

В 1998 году на телеэкраны вышел сериал «Агент национальной безопасности», в котором Светозаров выступил как художественный руководитель, режиссер и автор креативной идеи о «российском Джеймсе Бонде». Сериал стал не менее популярным, чем «Менты», и также снимается по сей день.

В 2000 году Дмитрий Светозаров вернулся к полнометражному кино и снял «14 цветов радуги» — смесь триллера, приключения и драмы (в подзаголовке: «русская сказка»). Фильм получил награду на кинофестивале в Каире и приз за лучшую женскую роль фестиваля «Кинотавр» актрисы Светланы Смирновой.

В 2002 году Дмитрий Светозаров осуществил давний замысел: он снял телевизионный многосерийный фильм «По имени Барон» — глубокую по замыслу и сложную по композиции гангстерскую сагу, российский аналог «Однажды в Америке». Фильм был удостоен национальной премии ТЭФИ (2002) в номинации «лучший телесериал», а Дмитрий Светозаров получил ТЭФИ за лучшую режиссуру.

В 2002 году Дмитрий Светозаров совместно с продюсером Андреем Сигле создал киностудию «АСДС» (инициалы продюсеров).

С 2002 по 2008 годы студия выпустила сериалы «Танцор», «Три цвета любви», 9 серий сериала «Опера. Хроники убойного отдела», «Фаворский», «Вепрь».

В качестве продюсера и художественного руководителя проекта Дмитрий Светозаров руководил съемками сериала «Синдикат» режиссера Алексея Лебедева и художественного фильма «Поводырь» Александра Хвана.

В 2006 - 2007 годах Дмитрий Светозаров осуществил свою давнюю мечту, снять картину по роману Федора Достоевского «Преступление и наказание», премьера которого состоялась на "Первом канале". 2008 год стал годом премьеры киноверсии самого петербургского произведения писателя. В 2009 Дмитрий Светозаров снял сериал с необычным названиеам "А.Д." и телевизионный фильм "Любовь без правил" (с Александром Домогаровым и Полиной Филоненко в главных ролях).

Фильмография

Награды

2016 ТЕНЬ, х/ф, режиссер, продюсер

2013 СНЕГУРОЧКА, х/ф, режиссер, продюсер

2003 НЕИЗВЕСТНЫЙ ХЕЙФИЦ. ГЕРОЙ НЕ НАШЕГО ВРЕМЕНИ, д/ф, режиссер, автор сценария, продюсер

2000 14 ЦВЕТОВ РАДУГИ, режиссер, автор сценария, продюсер

1993 ГОЛУБЫЕ ТАНЦОВЩИЦЫ, режиссер, автор сценария

1992 ГАДЖО, режиссер, автор сценария

1991 АРИФМЕТИКА УБИЙСТВА, режиссер, автор сценария

1989 ПСЫ, режиссер, автор сценария

1988 БЕЗ МУНДИРА, режиссер

1986 ПРОРЫВ, режиссер

1983 СКОРОСТЬ, режиссер

1980 ОЧКИ ОТ СОЛНЦА, режиссер

1980 ЭТЮД, режиссер

 

СЕРИАЛЫ

2019 ВОЗВРАЩЕНИЕ АГЕНТА, режиссер, автор сценария, продюсер. В производстве

2018 ПЕТЕРБУРГ. ЛЮБОВЬ. ДО ВОСТРЕБОВАНИЯ, режиссер, продюсер

2015 БАБЬЕ ЛЕТО, режиссер, продюсер

2012 МАТЬ И МАЧЕХА, режиссер, продюсер

2009 ЛЮБОВЬ БЕЗ ПРАВИЛ, режиссер, продюсер

2008 А.Д., режиссер, автор сценария, продюсер

2008 БРАТЬЯ, продюсер

2007 ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ, режиссер, автор сценария, продюсер

2005 ВЕПРЬ, режиссер, продюсер

2005 ФАВОРСКИЙ, режиссер, продюсер

2004 ОПЕРА. ХРОНИКИ УБОЙНОГО ОТДЕЛА, режиссер, продюсер

2003 ТАНЦОР, режиссер, продюсер

2003 ТРИ ЦВЕТА ЛЮБВИ, режиссер, продюсер

2001 ПО ИМЕНИ БАРОН, режиссер,  продюсер

2000 АГЕНТ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, режиссер

1998 УЛИЦЫ РАЗБИТЫХ ФОНАРЕЙ, режиссер, автор сценария

АРИФМЕТИКА УБИЙСТВА
1992 Кинофестиваль «Киношок». Гран-при

ПО ИМЕНИ БАРОН
2002 Национальная премии «ТЭФИ». За лучшую режиссуру.

Купить лицензию