Дмитрий Светозаров

Режиссер-постановщик, продюсер

Дмитрий Иосифович Светозаров родился 10 октября 1951 года в Ленинграде в семье известного кинорежиссера, классика отечественного кино, Народного артиста СССР Иосифа Хейфица.

По первому образованию Дмитрий Светозаров филолог (английский язык и литература), в 1974 году окончил Ленинградский государственный университет. Некоторое время занимался литературными переводами, но вскоре полностью переключился на кино. Уже в дипломный год 23-летний Дмитрий Светозаров работал на киностудии «Ленфильм» ассистентом у режиссера Ильи Авербаха на кинокартине «Чужие письма» (1975), затем у Иосифа Хейфица на фильме «Ася» (1977).

В 1980 году закончил Высшие режиссерские курсы (мастерская Иосифа Хейфица, дипломная работа — к/м фильм «Очки от солнца»), после чего продолжил работу на «Ленфильме» в качестве режиссера.

В 1983 году Дмитрий Светозаров заявил о себе в полнометражном игровом кино. Это был яркий дебют, — спортивная драма «Скорость» не только резко выбивалась из общего кинопотока «кино эпохи застоя», но и обозначила позицию молодого режиссера: Светозаров собирался всерьез взяться за малоизученную в СССР область жанрового кинематографа.

Успех «Скорости» в прокате позволил режиссеру немедленно приступить к следующей работе, и в 1986 году на экраны вышел «Прорыв» — история крупной аварии в ленинградском метро, второй фильм-катастрофа за всю историю отечественного кино.

В годы «перестройки» «жанровый кинематограф» Светозарова становился все более авторским, бескомпромиссным, жестким, что вызывало отрицательную реакцию у кинематографического начальства. Первой ласточкой стала социальная драма «Без мундира» (1988). Растущее недовольство Светозаровым достигло «точки кипения» после просмотра кинопритчи-триллера «Псы» (1989). Картина была революционной для своего времени и по форме — это был первый триллер в советском/российском кино, и по содержанию, — исследуя темные, скрытые стороны человеческой души, режиссер ступил на территорию, которую до этого в кино обходили стороной. Фильм испугал чиновников, его обвинили в излишней жестокости и не допустили к прокату.

Начало 90-х — время «официального» признания режиссера. В 1992 г. его психологический детектив «Арифметика убийства» (1991) получил Гран-при кинофестиваля в Анапе «Киношок» и приз за лучшую мужскую роль Сергея Бехтерева на МКФ в Валансьене, успешно прошел по экранам страны. «Арифметика убийства» закрепила за Светозаровым репутацию блестящего профессионала, свободно чувствующего себя в рамках любого жанра, и режиссера-автора со сложившейся системой эстетических ценностей, взглядов и убеждений.

В 1992 году Светозаров снова удивил всех: он отошел от жанрового кино и снял драму «Гаджо» — фильм, перевернувший русский литературный миф о цыганах и ставший метафорой судьбы интеллигенции в России.
Новый этап в судьбе режиссера начался в 1997 году, когда Дмитрий Светозаров совместно с продюсером Александром Капицей выпустил первый российский телесериал «Улицы разбитых фонарей» («Менты»), который стал абсолютным рекордсменом по продолжительности на отечественном ТВ. Вот уже более 10 лет «Менты» остаются самым популярным и любимым «народным» сериалом. В 1999 году за серию «Моль бледная» Дмитрий Светозаров номинировался на национальную премию ТЭФИ как лучший режиссер.

В 1998 году на телеэкраны вышел сериал «Агент национальной безопасности», в котором Светозаров выступил как художественный руководитель, режиссер и автор креативной идеи о «российском Джеймсе Бонде». Сериал стал не менее популярным, чем «Менты», и также снимается по сей день.

В 2000 году Дмитрий Светозаров вернулся к полнометражному кино и снял «14 цветов радуги» — смесь триллера, приключения и драмы (в подзаголовке: «русская сказка»). Фильм получил награду на кинофестивале в Каире и приз за лучшую женскую роль фестиваля «Кинотавр» актрисы Светланы Смирновой.

В 2002 году Дмитрий Светозаров осуществил давний замысел: он снял телевизионный многосерийный фильм «По имени Барон» — глубокую по замыслу и сложную по композиции гангстерскую сагу, российский аналог «Однажды в Америке». Фильм был удостоен национальной премии ТЭФИ (2002) в номинации «лучший телесериал», а Дмитрий Светозаров получил ТЭФИ за лучшую режиссуру.

В 2002 году Дмитрий Светозаров совместно с продюсером Андреем Сигле создал киностудию «АСДС» (инициалы продюсеров).

С 2002 по 2008 годы студия выпустила сериалы «Танцор», «Три цвета любви», 9 серий сериала «Опера. Хроники убойного отдела», «Фаворский», «Вепрь».

В качестве продюсера и художественного руководителя проекта Дмитрий Светозаров руководил съемками сериала «Синдикат» режиссера Алексея Лебедева и художественного фильма «Поводырь» Александра Хвана.

В 2006 - 2007 годах Дмитрий Светозаров осуществил свою давнюю мечту, снять картину по роману Федора Достоевского «Преступление и наказание», премьера которого состоялась на "Первом канале". 2008 год стал годом премьеры киноверсии самого петербургского произведения писателя. В 2009 Дмитрий Светозаров снял сериал с необычным названиеам "А.Д." и телевизионный фильм "Любовь без правил" (с Александром Домогаровым и Полиной Филоненко в главных ролях).

Фильмография

Награды

2019 - Агент национальной безопасности. Возвращение. (сериал) (в производстве)

2018 - Петербург. Любовь. До востребования. (сериал)

2016 - Тень 

2015 - Бабье лето (сериал)

2013 - Снегурочка

2012 - Мать и мачеха (сериал)

2009 - Любовь без правил

2008 - А.Д. (сериал)

2007 - Преступление и наказание (сериал и п/м)

2005 - Вепрь (сериал)

2005 - Фаворский (сериал)

2004 - Опера. Хроники убойного отдела (сериал)

2003 - Танцор (сериал)

2003 - Три цвета любви (сериал) 

2003 - Неизвестный Хейфиц. Герой не нашего времени (докум.)

2001 - По имени Барон (сериал)

2000 - Агент национальной безопасности (сериал)

2000 - 14 цветов радуги

1998 - Улицы разбитых фонарей (сериал)

1993 - Голубые танцовщицы

1992 - Гаджо

1991 - Арифметика убийства

1989 - Псы

1988 - Без мундира

1986 - Прорыв

1983 - Скорость

1980 - Очки от солнца

1980 - Этюд

Купить лицензию