Одним из главных событий фестиваля «Окно в Европу» стала премьера фильма режиссёра Константина Лопушанского «Сквозь чёрное стекло» - современной притчи о противостоянии духовного начала маленького человека, бездуховности власти и абсолютной девальвации человеческой жизни в современном обществе.
- В вашей картине при входе в монастырь висит портрет Патриарха Кирилла. Это метафора, ваша выдумка или подобная практика существует на самом деле?
- Во всех современных монастырях висит портрет Патриарха. Это объективная реальность, которую я не мог не отразить в картине.
- Исполнитель главной роли Максим Суханов – красивый обаятельный артист – в вашем фильме выглядит очень страшно. Каким образом вам удалось так сильно преобразить его внешность?
- Максим - великий актёр в плане отношения к роли. На протяжении полугода мы с ним по телефону говорили о его роли, делали поправки в сценарии, чтобы всё на него легло. Это был огромный процесс. Когда он приехал на съёмки – я посмотрел на него и увидел, что что-то в его лице изменилось, но не мог понять, что именно. А потом я понял – он сбрил себе брови! И это сразу изменило лицо. Я бы даже не посмел просить его об этом. А он это сделал ради роли.
- Трактовка главного героя вызвала на фестивале большие споры, кто он – законченный мерзавец или несчастный человек? Какова ваша режиссёрская позиция в этом вопросе?
- Он несчастный человек, человек своего времени. Время выплеснуло вот таких людей. Он не плохой и не хороший. Таких людей сформировали 90-е годы.
- То есть это именно та формация людей, которую мы получили в результате революции 91-го года. Правильно ли я понимаю, в таком случае, что ваш фильм - это попытка напомнить обществу о том, что революция порождает монстров?
- Действительно, такой парадокс происходит – все революции порождают монстров. Хотя начинают её, как правило, люди с высокими идеалами. В конце картины у нас звучат стихи о народном смирителе, написанные Александром Блоком в преддверии Октябрьской революции 1917 года – он уже тогда предчувствовал приход антихриста. Видимо, срабатывает генетический стыд.
- Каков на ваш взгляд разумный и гуманный путь для России, чтобы добиться глобальных перемен к лучшему?
- Гуманный и разумный путь – это китайская конфуцианская позиция, равновесие и гармония. Нам немножко этого не хватает – мы люди крайностей. Поэтому тема революции для нас очень опасна. Во всём надо знать меру. У китайцев это существует на уровне национальной философии. Хотя и у них в определённый момент возник Мао Дзэдун.