"Фауст" Александра Сокурова получил "Золотого льва" на Венецианском кинофестивале
12.09.2011

"Фауст", как уже теперь известно многим, является последним звеном в исторической тетралогии режиссера - раньше были "Молох" об Адольфе Гитлере, "Телец" о Владимире Ленине и "Солнца" о японском императоре Хирохито. В основе первая часть "Фауста" Гете, но в адаптации знаменитого российского сценариста Юрия Арабова - постоянного автора Сокурова.

Картина "Фауст" режиссера Александра Сокурова стала главной сенсацией российского кинематографа этого года,  получив "Золотого льва" на Венецианском кинофестивале с формулировкой "фильм, меняющий навсегда каждого его посмотревшего".

Долгий путь

"Фауст", как уже теперь известно многим, является последним звеном в исторической тетралогии режиссера - раньше были "Молох" об Адольфе Гитлере, "Телец" о Владимире Ленине и "Солнца" о японском императоре Хирохито. В основе первая часть "Фауста" Гете, но в адаптации знаменитого российского сценариста Юрия Арабова - постоянного автора Сокурова.

Снимать масштабное полотно было решено не в России и не на русском. Как признавался уже после получения "Золотого льва" режиссер - это исследование национального характера и в данном случае - немецкого. В окрестностях Праги выстроили целый город, снимали в Исландии, в планах были съемки в Ватикане, на них не хватило денег.

Денег не хватало всю дорогу, и уже на последнем этапе продюсер и композитор Андрей Сигле обратился в Фонд кино за финансовой поддержкой, не хватало средств на озвучку, а фильм был отобран уже на Венецианский кинофестиваль. Общий бюджет в итоге составил 9,3 миллиона евро, хотя первоначально речь шла о 12 миллионах евро.

Актер Антон Адасинский, сыгравший Мефистофеля-ростовщика, рассказывал, что снимали буквально с опасностью для жизни - съемочной группе приходилось работать и на леднике, и среди гейзеров, и около вулканов. Ему, например, было сшито "тело" - бесформенный мешок, имитирующий дряблое туловище полного пожилого человека. Такой костюм весил порядка 15 килограммов, и, когда в одной из сцен Мефистофель должен был окунуться в озеро, эти пластиковые накладки чуть не потянули актера сразу на дно.

Другие актеры были в основном немецкие - главную роль сыграл театральный актер Йоханес Цайлер, который разговаривал в кадре на родном языке, и, как отмечали критики, фильм в результате получился транснациональным, что пошло только на пользу картине.

В конкурсе Венецианского фестиваля у Сокурова были достойные соперники - Дэвид Кроненберг, Роман Полански, Тодд Соллондз, Абель Феррара и другие не нуждающиеся в представлении звезды. Показ "Фауста" был назначен на 8 сентября - за два дня до окончания фестиваля. К этому моменту были определены фавориты, но после показа все резко изменилось.

Как рассказывал РИА Новости режиссер Алексей Учитель, побывавший на премьере - "Фауст" производит колоссальное впечатление. Потрясает буквально все - фантастическая актерская игра, необыкновенное изображение, меняющееся в каждом кадре и по цвету, и по состоянию, декорации, костюмы.

На торжественной церемонии награждения, вручая "Золотого льва", председатель жюри Даррен Аронофски отметил, что решение отдать главный приз "Фаусту" жюри приняло единодушно, так как "это один из тех фильмов, который навсегда меняет всякого, кто его увидит".

Будущее Фауста

Победа Сокурова стала праздником для всего киносообщества. Как рассказала РИА Новости киновед и главред журнала "Сеанс" Любовь Аркус, все звонили друг другу и просто поздравляли.

"Это огромное событие моей личной жизни, огромное счастье. У меня был обвал телефонных звонков, мы все поздравляли друг друга. Для меня в этой картине самое главное - сказано то, чего мы уже давно не ждем от кино", - поделилась Аркус, добавив, что эта награда должна была давно найти Сокурова.

"Но главным призом сегодня является ощущение, что Саша (Сокуров) не так одинок, как ему кажется сейчас", - уточнила она.

Со своей стороны Алексей Учитель заметил, что волновался за "Фауста", опасаясь, что не дадут ничего.

"Но все произошло справедливо и заслуженно. И, конечно, эта награда для российского кино неоценима", - заключил Учитель.

Для киноведа и члена международной ассоциации критиков FIPRESCI Кирилла Разлогова было ясно как день, что "Фауст" не пройдет незамеченным.

"Очень крупная картина, и я был уверен, что она обязательно получит приз. Это можно было предусмотреть, картина столь масштабная и амбициозная, что у нее было только два варианта: либо она категорически не понравится, будет признана неудачной и тогда это полный провал, либо это один из главных призов", - сказал Разлогов РИА Новости.

Сокуров мельком после получения приза заметил, что теперь фильм получит господдержку для нормального проката. Ранее, по словам Сигле, перспектива проката была слишком туманной, а это означает, что в России фильм будет посмотреть непросто. Планировались премьерные показы в Москве и Петербурге, затем как стало известно, первый показ состоится в Ульяновске, а вот далее рассматривалась перспектива показа на одном из центральных каналов.

В том, что "Фауст" является фильмом зрелищным и прекрасно подходящим для проката не сомневается никто из посмотревших. Сам Сокуров полагает, что "Фауст" нуждается в целевом прокате, "чтобы не было разочарований ни у зрителя, ни у режиссера".

Источник

Купить лицензию

Защита от спама обеспечена reCAPTCHA от Google (Политика конфиденциальности и Пользовательское соглашение)