«Бабье лето» Дмитрия Светозарова: комплексы 40-летних, любовь, черные риелторы и уходящая эпоха
Можно ли надеяться на счастливые перемены, когда тебе за сорок? Интеллигентная библиотекарша Анна, героиня сериала «Бабье лето», второй молодости не ждала, выпячивать себя не любила, принимая как данность и гуляющего мужа, и сложные отношения с дочерью, и свою старомодность. Перемены врываются в ее жизнь сами. Каждая мечтает, чтобы ее заметили и полюбили, а у Анны это случается наяву. Но готова ли она к новой жизни? Тонкий психологизм отношений, юмор и драма повседневности переплетаются в новом трагикомическом сериале «Бабье лето» с Аленой Хмельницкой, Александрой Куликовой, Юрием Стояновым и Сергеем Перегудовым в главных ролях. «Бабье лето» – это новая кинокартина в уникальном формате трагикомического сериала, созданная знаменитым режиссером, лауреатом премии ТЭФИ Дмитрием Светозаровым («Агент национальной безопасности», «По имени Барон», «Мать-и-мачеха»).
Мы поговорили с создателями сериала – режиссером Дмитрием Светозаровым, актерами Аленой Хмельницкой и Юрием Стояновым – о замысле «Бабьего лета», комплексах сорокалетних и способах оставаться вечно молодыми.
Сериал «Бабье лето» сняла кинокомпания Proline Film
Дмитрий, ваши телесериалы славятся тем, что показывают живых людей, а не картонных героев. Такими были персонажи Юлии Пересильд в «Белых ночах», Михаила Пореченкова в «Агенте национальной безопасности» и другие. Кто вас вдохновил на создание образа Анны и ее семьи из «Бабьего лета»?
Дмитрий Светозаров: Никто конкретно, но советская интеллигенция в целом. Когда я снимаю кино, то в нем всегда есть несколько слоев и глубин смысла. Так вот, один из смыслов «Бабьего лета» в том, что советская интеллигенция в лице моей героини Анны, ее спившегося мужа-барда тихо уходит, вырождается. Они не могут найти себе места в новом мире и уходят в прошлое.
Но насколько узнаваемы герои для зрителей?
Дмитрий Светозаров: Один очень умный человек, посмотревший «Бабье лето», сказал мне: «Ты поставил перед зрителем зеркало». В нашем сериале многие зрительницы увидят себя или своих знакомых, соседей, родственников. Я стараюсь быть предельно реалистичным в том, что снимаю. Возьмем, к примеру, конфликт Анны с дочерью: это не только конфликт поколений, но и столкновение разных эпох. Анна не находит общий язык с дочерью не просто потому, что они из разных поколений, а прежде всего потому, что это люди из разных эпох, и многие зрители увидят в их взаимоотношениях свои собственные. Современные дети плохо понимают отцов и матерей, мотивы их поступков, поведение, не понимают их морали, потому что эти дети выросли в другую эпоху, у них другие представления о том, что красиво и уродливо, что можно или нельзя, что добро, а что зло. В этом никто не виноват, просто таковы обстоятельства.
Главная героиня сериала «Бабье лето» внешне привлекательна и свободна. Так что мешает ей быть счастливой?
Дмитрий Светозаров: Комплексы советского интеллигента, внутренняя закрепощенность, невозможность каких-то поступков, которые привычны современной женщине. Она жертва своего воспитания.
Юрий Стоянов: Я увидел в героине абсолютно петербургский тип жены: прекрасный, образованный, милый, порядочный, искренний и абсолютно неустроенный, неадаптированный к сегодняшнему дню. На мой взгляд, герои сериала – это типажи и характеры из Красной книги, уходящая натура.
В сериале снялись Алена Хмельницкая, Юрий Стоянов, Сергей Перегудов, Владимир Кошевой и Яков Шамшин
Алена, а вас история чем зацепила? Какие комплексы у вашей героини?
Алена Хмельницкая: Во-первых, я давно хотела поработать с Дмитрием Светозаровым, у него замечательные сериалы. Я была абсолютно счастлива работать с ним.
Во-вторых, у моей героини очень интересный характер, сложный образ, вместе с тем у нее отличное чувство юмора. Мне нравится ее искренняя дружба с подругой, которая так не похожа на нее. В сериале очень интересно развивается история двух подруг. У них начинаются отношения с мужчинами, которые моложе их. И это в какой-то момент становится проблемой, комплексом женщины.
Сериал в том числе и про то, как обрести вторую молодость?
Алена Хмельницкая: Молодость – это когда ты воспринимаешь жизнь в ее движении, когда ты готов к переменам, готов удивляться, готов кидаться в авантюры, в новые отношения. Сериал «Бабье лето» – он в том числе и про это. Я не знаю, как обрести вторую, третью, четвертую молодость, но хорошо бы не потерять молодое отношение к жизни. Оно не касается каких-то внешних факторов, когда ты молодишься. Просто надо не терять любопытства к жизни. Мы живем с некими стереотипами в голове о том, что можно и что нельзя, что любовь после сорока – это может быть странно или этого не может случиться. Но любовь не имеет отношения к возрасту. Сериал как раз о том, что не все упирается в возрастные рамки, в жизни все бывает по-разному. Главное, что люди совпадают на какой-то своей волне и чувствуют себя хорошо вместе. Для этого нужно освободить свою голову от рамок и жить.
Юрий, вы сыграли супруга главной героини – пьющего актера, барда, ловеласа. Что вам понравилось в роли? Есть ли прототип у вашего персонажа?
Юрий Стоянов: Спившийся бард, человек, который таскался с гитарой в 80-е годы, метался в 90-е и окончательно потерял себя в 2000-е. Существуют такие люди? Да, существуют, но я не копирую кого-то конкретно, актеры так не делают, это какой-то журналистский стереотип. Копировать нельзя – иначе все превращается в пародию. Почему я согласился сниматься в этом сериале? Я, честно скажу, не читая сценарий, соглашаюсь сниматься в фильмах, которые снимает Дмитрий Светозаров. Пусть это покажется странным, но мне безразличен сценарий, потому что фамилия режиссера для меня первична. Кроме того, в «Бабьем лете» у меня острохарактерная роль. На телевидении я себя зарекомендовал как комедийный актер, в кино в комедийных ролях принципиально нигде не снимаюсь, а в этом сериале получился замечательный компромисс, ведь «Бабье лето» – это трагикомедия.
Дата премьеры 16-серийной трагикомедии «Бабье лето» до сих пор остается неизвестной
Довольно редкий жанр для российского сериала – трагикомедия. Все-таки это сериал, чтобы поплакать или посмеяться?
Юрий Стоянов: Дмитрий Светозаров – это режиссер, который отлично владеет инструментами разных жанров и умеет органично переносить почти театральную остроту на киноязык, получая при этом изображение подлинной жизни. Большинство режиссеров опасаются это делать. Они считают, что кино, сериалы – это некое бормотание себе под нос, «правденка», а есть понятие Правды жизни, и Дмитрий Светозаров умеет ее создавать и показывать. А правда разная – и смешная, и горькая.
Алена Хмельницкая: Сериал абсолютно жизненный, а в жизни все рядом: и комедия, и трагедия. Так что порой будет смешно, порой – грустно. Как в жизни.
Чем эта история не похожа на другие российские сериалы?
Дмитрий Светозаров: Я всегда снимаю кино с глубоким проникновением в психологию персонажей. Поэтому «Бабье лето» отличается качеством и глубиной проработки психологии героев. Ведь мы знаем, что большая часть современных сериалов – это «мыло» с одномерной картинкой. В «Бабьем лете» – несколько слоев смысла, и любой зритель найдет в сериале то, что интересно ему. Для любителей криминальных историй здесь есть грандиозно закрученная детективная линия про черных риелторов, для поклонников мелодрамы – история отношений героини с ее мужчинами, дочерью, подругой, для интеллигентов будет важен подтекст о скорбной судьбе советской уходящей интеллигенции.
Зачем стоит смотреть сериал «Бабье лето»?
Юрий Стоянов: Его могут смотреть разные люди: и любители детективов, и любители комедий, и те, кто любит поплакать. В этом сериале намешано все, как в жизни, где смешное всегда где-то рядом с грустным. «Бабье лето» – это многожанровая история об уходящих людях, тех, кто живет рядом с нами и за кем очень интересно наблюдать. Я очень рекомендую посмотреть «Бабье лето» в первую очередь потому, что зритель получит настоящее удовольствие.